Выставка
представляет образ столичной промышленности в искусстве конца XIX — начала XXI века
«Открой Моспром Арт»
За более чем столетний период в столице бурно развивались фабрики и заводы, которые меняли уклад жизни каждого горожанина. Развитие парфюмерных и кондитерских производств, рождение самолетостроения — все это нашло отражение в творчестве художников, поэтов и архитекторов того времени. Яркие образы различных видов искусства в сочетании с занимательно поданными деталями исторического контекста создают объемный портрет столичной промышленности, обрисовывая ту роль, которую она занимала и занимает в жизни Москвы на протяжении многих десятилетий.
Живопись
«Товарищество Высшей парфюмерии А. Ралле и К°» на рубеже XIX–XX веков в рекламных целях выпустило целую серию фотооткрыток с видами Москвы, в том числе — с изображением самой фабрики, основанной в 1843 году французским парфюмером Альфонсом Ралле.

На открытке — вид предприятия после его переезда в район Бутырки в 1900 году. К этому времени производство завоевало лидирующие позиции на мировом и российском рынке духов, мыла и косметики, став официальным поставщиком для монарших дворов России, Персии и Черногории. Технологии и рецептуры фабрики Ралле использовались на московской фабрике «СВОБОДА», ставшей наследницей этого предприятия, вплоть до 30-х годов XX века.
Фабрика «Товарищество Высшей парфюмерии А. Ралле и К°». Из фондов музея АО «СВОБОДА»
Вера Александровна Орлова была постоянной участницей крупнейших советских художественных выставок, специализировалась на индустриальных темах. Среди ее работ есть несколько полотен, посвященных 1-му Московскому подшипниковому заводу (ныне — «ЕПК — Новые технологии»). С момента создания в 1932 году столичный завод стал одним из самых быстрорастущих поставщиков подшипников и неоднократно награждался высшими правительственными наградами. Сегодня предприятие входит в группу компаний ЕПК (крупнейший российский производитель подшипников), выпуская продукцию преимущественно для индустриальных и авиационных компаний.
Вера Александровна Орлова. «Завод «Шарикоподшипник». 1936–1937 годы. Картина находится в фонде ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО»
Живописец Альфонс Жаба создавал работы об армии, советском быте и индустриальном строительстве. На этой картине художник изобразил момент перелета одного из самолетов-разведчиков конструкции Николая Поликарпова через Кавказский хребет. В то время большинство отечественных самолетов проектировались в столичных КБ. Основные авиаконструкторские бюро, которые входят в Объединенную авиастроительную корпорацию Ростеха, и сегодня находятся в Москве.
Альфонс Константинович Жаба. «Перелет через Кавказский хребет». 1936–1937 годы. Картина находится в фонде ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО»
Семен Зенков работал в жанре группового портрета, в котором выполнена и данная картина, на которой изображена лампа накаливания, производимая с 1928 года на Московском Электрозаводе (входит в группу компаний ERSO). Сегодня реконструированные цеха завода продолжают работать и выпускать реакторы и трансформаторы всех классов напряжения.
Семен Николаевич Зенков. «Первая лампочка Ильича у колхозников». 1937 год. Картина находится в фонде ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО»
Художник Сергей Луппов учился у таких признанных мастеров, как Виктор Васнецов, Константин Коровин, Абрам Архипов. Луппов вдохновлялся темами индустриализации и не раз лично бывал на производствах. Картина «Заказ ударной стройки» — одна из нескольких, созданных после визитов на Специализированный трансформаторный завод. Здесь, на Московском Электрозаводе имени В. Куйбышева в 2008 году был изготовлен самый мощный из российских трансформаторов. Сейчас предприятие входит в группу компаний ERSO.
Сергей Михайлович Луппов. «Заказ ударной стройки. (Представители Свирьстроя на трансформаторном заводе Электрокомбината)». 1937 год. Картина находится в фонде ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО»
Работа московской художницы Елены Мельниковой выполнена в стиле соцреализма. На картине представлена экскурсия на 1-й Московский подшипниковый завод (ныне — «ЕПК — Новые технологии»), старейшее предприятие отрасли в России. Он был построен в 1932 году на юго-востоке столицы, и уже через пару лет здесь работало более 15 тысяч человек. К 1940 году завод выпускал 90 процентов всех подшипников СССР. Сегодня предприятие входит в группу компаний ЕПК (крупнейший российский производитель подшипников), выпуская продукцию преимущественно для индустриальных и авиационных компаний.
Елена Константиновна Мельникова. «Экскурсия на завод «Шарикоподшипник». 1937 год. Картина находится в фонде ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО»
Нобелевский лауреат по литературе, сатирик, английский драматург Бернард Шоу в 1931 году решил отметить свое 75-летие в Москве. В Советском Союзе он провел 9 дней и один из них посвятил посещению Московского Электрозавода (ныне входит в группу компаний ERSO). Писатель общался с рабочими, наблюдал за тем, как они трудятся в цехах, поражался их энтузиазму и даже увиделся с членами литературного кружка при заводе.
Сергей Федорович Соколов. «Встреча Бернарда Шоу на электрозаводе». 1937 год. Картина находится в фонде ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО»
Художник Павел Варфоломеевич Кузнецов, уроженец Саратова, после учебы в Московском художественном училище сблизился с символистами, участвовал в создании объединения «Голубая роза», учился у художников Константина Коровина и Валентина Серова. На этой картине Кузнецов изобразил ассортимент товаров треста «ТЭЖЭ» — флагмана бывшей фабрики «Товарищество Высшей парфюмерии А. Ралле и К°». Позже производство получило название «СВОБОДА», которое до сих пор знаменито своим мылом, зубной пастой, кремами и декоративной косметикой.
Павел Варфоломеевич Кузнецов «Натюрморт. ТЭЖЭ». 1938 год. Картина находится в фонде Музея-заповедника «Абрамцево»
Ярославна Каплан — московская художница, автор натюрмортов, пейзажей Москвы и Санкт-Петербурга, старинных русских городов. Легендарное здание фабрики «Красный Октябрь» на Берсеневской набережной было построено в 1890-е годы, тогда предприятие называлось «Эйнем». В разные годы здесь были разработаны оригинальные кондитерские изделия, такие как шоколад «Аленка», конфеты «Мишка косолапый», «Ромашки», «Ласточка» и другие, которые ценятся за вкус и высокое качество до сих пор. В 2007 году производство было перенесено в новый корпус на Малую Красносельскую улицу. Сегодня столичная фабрика «Красный Октябрь» — одно из крупнейших кондитерских производств в России.
Ярославна Борисовна Каплан. «Осень на Москве-реке». 1979 год. Картина из личного фонда Я. Б. Каплан
В 1977 году инициативная группа в составе ветерана труда В. Григорьевского, художника В. Архипова, фотографа В. Потапова и других приняла решение увековечить научные и производственные достижения столичного завода «Ангстрем». Так на предприятии появился музей трудовой славы, а в его собрании — новый портрет. Созданный в 1963 году, «Ангстрем» являлся основным производителем интегральных схем в СССР. Сегодня это один из ведущих российских разработчиков и производителей полупроводниковых изделий.
Валентин Михайлович Архипов. «Бригадир комсомольско-молодежной бригады завода «Ангстрем» Шкуратова О. В.». 1982 год. Картина находится в фонде ГБУК г. Москвы «Музей Зеленограда»
Поэзия
Поэт Сергей Соловьев, внук знаменитого историка Сергея Соловьева, троюродный брат Александра Блока и друг Андрея Белого, не раз упоминал в стихах «Товарищество Высшей парфюмерии А. Ралле и К°» (основано в 1843 году Альфонсом Ралле, сегодня — фабрика «СВОБОДА»), в частности — магазин на Кузнецком Мосту. Фирменные магазины фабрики, четырежды удостоенной звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества», располагались в самых престижных точках города. Здесь назначались романтические встречи и выбирались подарки. Магазины, а также сама продукция Ралле прочно вошли в обиход светской жизни того времени.
Я вижу вас опять,
знакомые места
Веселых праздников,
однообразных буден.
Уж наступил июль.
Москва давно пуста,
И сам Кузнецкий Мост
притих и стал безлюден.
Как это все иным
казалось в феврале:
И Вольф, и Теодор,
и Шанкс, и Дациаро,
И ты, свидетель тайн,
наперсник мой Ралле,
Кого не в первый раз
поет моя кифара...
Сергей Соловьев. «Московская поэма» (фрагмент). Сборник «Цветник Царевны» (третья книга стихов). 1909–1912 годы
3 июля 1923 года поэт Владимир Маяковский отправился в путешествие из Москвы в Германию. Маршрут начался перелетом с московского аэродрома на Ходынке в город Кенигсберг (ныне —Калининград). Маяковский стал одним из первых пассажиров только что открывшейся воздушной линии. Предприятие «Дукс» было основано в 1893 году как механическая мастерская по производству изделий из тонкостенных труб, а с 1910-х годов перешло на постройку аэропланов. Сегодня АО «Дукс» — основной российский производитель авиационного вооружения.
…Коптел
над «Гномом»
Юнкерс и Дукс,
чтоб спорил
с громом
моторов стук.
Что же —
для того
конец крылам Икариным,
человечество
трудом заводов никло, —
чтобы этакий
Владимир Маяковский,
барином,
Кенигсбергами
распархивался
на каникулы?!.
Владимир Маяковский. «Москва — Кенигсберг» (фрагмент). 1923 год
Семен Кирсанов был известным поэтом-футуристом, мастером эффектных рифм. Моссельпромом называлось объединение предприятий по переработке продуктов сельскохозяйственной промышленности. В эту организацию входили крупнейшие производители пищевой индустрии, в том числе и столичная «Фабрика им. Бабаева». Сегодня «Кондитерский концерн «Бабаевский» — один из ведущих российских производителей шоколада и конфет.
Ветерок-холодок
В осень промчится.
Укрывает лоток
Моссельпромщица.
<…>
…Барышне — щеголять,
Глазками баловать,
Попросить шоколад
Фабрики Бабаева.
<…>
Семен Кирсанов. «Песня о моссельпромщицах» (фрагмент). 1927 год
Магазин «на Кузнецком мосту» — это пассаж Солодовникова (существовал в 1862–1941-е годы). А «Фабрика им. Бабаева» была основана еще в 1804 году как семейная мастерская кондитеров Абрикосовых. В 1922 году предприятие получило имя московского революционера Петра Бабаева (1883–1920), секретаря Сокольнического райкома ВКП(б). Сегодня «Кондитерский концерн «Бабаевский» — один из старейших и крупнейших российских производителей сладостей.
…На Кузнецком
на мосту,
где дома
сейчас
растут <…>
…теперь
магазин
горит
для разинь.
Ваня
наряден.
Идет,
и губа его
вся
в шоколаде,
с фабрики Бабаева…
Владимир Маяковский. «Автобусом по Москве» (фрагмент). 1927 год
«Марш ударных бригад» Владимир Маяковский сочинил после экскурсии по Электрозаводу им. В. В. Куйбышева. Поэта провели по цехам, и, вдохновившись увиденным, он написал стихи, которые напечатали в заводской многотиражке. Электрозавод работает и по сей день (входит в холдинг ERSO), выпуская отечественные реакторы и трансформаторы.
…От ударных бригад
К ударным цехам,
от цехов
к ударным заводам.
Энтузиазм,
Разрастайся и длись
Фабричным
Сиянием радужным.
Сейчас
Подымается
социализм
Живым, настоящим,
правдошним.
Фото: архив холдинга ERSO

Владимир Маяковский. «Марш ударных бригад» (фрагмент). 1929 год.
«ТЭЖЭ» расшифровывается как «Трест эфирно-жировых эссенций». В 30-е годы по выпуску парфюмерных товаров предприятие обошло Францию. Одно из последних упоминаний о тресте «ТЭЖЭ» сохранилось в стихах знаменитой поэтессы Беллы Ахмадулиной.
И в магазине,
в первом этаже,
по бледности
я отличаю скрягу.
Облюбовав
одеколона склянку,
томится он
под вывеской «ТЭЖЭ».
Я говорю:
— О, отвлекись скорей
от жадности своей
и от подагры,
приобрети
богатые подарки
и отнеси
возлюбленной своей…
Белла Ахмадулина. «Вот звук дождя...» (фрагмент). 1973 год
Поэт Владимир Маяковский упоминает «ТЭЖЭ» (Трест эфирно-жировых эссенций, а в обиходе — Трест «Жиркость») — объединение парфюмерных и косметических фабрик СССР, переориентированных после революции 1917 года на выпуск мыла для красноармейцев. Лидирующие позиции в тресте занимала бывшая Фабрика «Товарищество Высшей парфюмерии А. Ралле и К°», которая с 1922 года стала называться фабрика «СВОБОДА». В 20–30-е годы, кроме мыла, на «СВОБОДЕ» стали выпускать средства гигиены и косметики: первые средства для спортсменов и даже декоративная косметика были выпущены именно здесь.
…Рубли
завелись
у рабочей дочки,
у пролетарки
в красном платочке.
<…>
В ТЭЖЭ завернула
и выбрала красок
для губок,
для щечек,
для бровок,
для глазок...
Владимир Маяковский. «Стихотворение одежно-молодежное» (фрагмент). 1930 год
Брендинг
Фабрика «Эйнем» (сейчас — «Красный Октябрь») была образована в 1867 году Теодором фон Эйнемом, который с 1849 года поставлял пирожные к императорскому двору. Сам Эйнем и его преемники много времени уделяли рекламе, привлекая талантливых художников для создания красочных открыток, плакатов и упаковки. Некоторые экземпляры кондитерских упаковок представлены в Музее истории шоколада и какао «МИШКа» и на постоянной экспозиции «Роза Эйнема».
Рекламная продукция и упаковка товарищества «Эйнем» (фабрика «Красный Октябрь»)
Поэт Владимир Маяковский в 20-е годы не только писал короткие стихи для упаковок продукции Моссельпрома, но и сам занимался рисунками. В 1924 году на столичной фабрике «Красный Октябрь» выпустили серию карамели «Красноармейская звезда» с этикетками, изображающими различные эпизоды борьбы Красной армии с белогвардейцами и интервентами в годы Гражданской войны. Лакомство для наглядной агитации было выбрано не случайно, ведь карамель входила в число наиболее доступных сладостей.
Серия этикеток карамели «Красноармейская звезда», авторы: В. В. Маяковский и А. М. Родченко (фабрика «Красный Октябрь», 1924 год)
В 1922 году московская фабрика «СВОБОДА» делает первый шаг к созданию декоративной косметики — выпускает театральный грим (после революции 1917 года ассортимент продукции ограничивался мылом и глицерином). А через пять лет, после премьеры в Москве самого революционного спектакля в отечественной хореографии — балета «Красный мак» Рейнгольда Глиэра — косметические фабрики обращаются к этому образу при создании упаковок декоративной косметики. На столичной фабрике «СВОБОДА» с этим названием выпускали пудру и губную помаду в металлическом пенале. Одной из интереснейших интерпретаций образа «красного мака» в косметике стал рекламный плакат в стиле ар-нуво, созданный в 1938 году художником Максом Литваком.
Серия косметических средств «Красный мак», «Грим для артистов» (фабрика «СВОБОДА», 1930-е годы)
Первый питательный крем «Люкс» был создан в 1935 году на фабрике «СВОБОДА» (входила в трест «ТЭЖЭ») на основе рецептов фабрики Альфонса Ралле при участии парфюмера Лемерсье. Эскизы упаковки для этого крема создавал художник-график и живописец Константин Клевер, младший брат известного художника Юлия Клевера. Чтобы выделить свои работы, нередко Константин подписывался фамилией Клевер-Московский. В дальнейшем упаковка «Люкса» изменялась, рецептура крема также дорабатывалась. Продукт выпускается на фабрике и сегодня.
Эскиз упаковки крема и туалетного мыла «Люкс», художник Константин Клевер (фабрика «СВОБОДА», 1930-е годы)
Набор конфет «Сказки Пушкина» впервые был выпущен на столичной фабрике «Красный Октябрь» в 1937 году. В дальнейшем упаковка с пушкинской тематикой периодически изменялась, также фабрика выпускала одноименный шоколад. Сейчас под брендом «Красный Октябрь» выпускается ежегодно более 60 тысяч тонн сладостей, среди которых — любимые многими поколениями «Аленка», «Мишка косолапый», «Красная шапочка» и другие.
Набор конфет «Сказки Пушкина» (фабрика «Красный Октябрь», 1997–2000 годы)
В серии эскизов упаковки для туалетного мыла и других косметических продуктов фабрики «СВОБОДА» художник-график Константин Клевер отразил дух времени: устремленность к будущему, динамику. Он работал в направлении, которое позже стали называть соцреализмом. Упаковки «Спартакиада: бег», «Спартакиада: хоккей», «Конькобежец» так и остались эскизами. Их оригиналы сегодня хранятся в музее фабрики «СВОБОДА», являясь уникальными свидетельствами своего времени.
Эскиз упаковки туалетного мыла, серия «Спорт», художник Константин Клевер (фабрика «СВОБОДА», 1930-е годы)
В войну оставшиеся работать на московской фабрике «СВОБОДА» женщины и подростки решили поддержать воинов и тружеников тыла. В самый суровый для Москвы период 1941–1942 годов с конвейера предприятия стало сходить мыло в алой этикетке, выполненной в традиционном плакатном стиле со словами: «Враг будет разбит, Победа будет за нами!».
Этикетка мыла «Наше дело правое» (фабрика «СВОБОДА», 1941–1942 годы)
К столетнему юбилею легендарного актера и режиссера Константина Станиславского, в 1963 году столичная кондитерская фабрика «Красный Октябрь» выпустила набор шоколадных конфет «Синяя птица». Выбор был неслучаен, ведь по этой сказке в 1908 году был поставлен самый известный детский спектакль Станиславского, обновленную версию которого можно увидеть и сегодня на сцене МХАТа им. М. Горького. Рисунок для коробки конфет был сделан художником Владимиром Коровиным по эскизам театрального художника Владимира Егорова.
Шоколадный набор «Синяя птица» (фабрика «Красный Октябрь», 1960-е годы)
Архитектура
Уникальный дом по улице Лесной, 28, был построен по проекту молодого архитектора Франца Когновицкого в 1890 году.

История производства началась здесь в 1901 году с Казенного винного склада № 2. В 1914–1915 годах с началом Первой мировой войны площади склада был переформированы в «Военно-артиллерийский завод», а после ее окончания в этих стенах стали производить электрооборудование и аппаратуру для железных дорог. Предприятие получило название «Электросила».

С 17 ноября 1921 года это историческое здание принадлежит Московскому тормозному заводу — МТЗ ТРАНСМАШ, который недавно отметил свой 100-летний юбилей. Предприятие специализируется на разработке и производстве надежных тормозных систем для подвижного состава железнодорожного транспорта и метрополитена.
Фасад здания АО МТЗ ТРАНСМАШ. Фото: Тимур Аникеев
Изначально автор проекта здания Электрозавода, один из мастеров московского модерна, Георгий Евланов, наметил множество башен и шпилей в псевдоготическом стиле. Сооружение планировалось масштабное: нынешние декоративные арочные балюстрады и массивные кирпичные контрфорсы — яркое тому подтверждение. Революция помешала замыслу. Полностью здание достроил уже без всяких излишеств в 1926 году архитектор Г. С. Шиханов. В советские годы на заводе, очень похожем на готический замок, производилась техника для машиностроительных предприятий и железных дорог. В настоящий момент цеха реконструированы, завод выпускает электротехническое оборудование.
Фасад здания Электрозавода (входит в группу компаний ERSO). Фото: Тимур Аникеев
Здание АО «МПО им. И. Румянцева», построенное в начале 1930-х годов в стиле советского постконструктивизма, — прекрасный образец промышленной архитектуры своего времени. До революции на этом месте была шорно-седельная фабрика Р. Циммермана и завод керамических изделий «Абрамцево», принадлежавший купцу и меценату Савве Морозову. Свою историю завод ведет с 1922 года, когда еще в мастерских на этой территории ремонтировали авиационные моторы. Именно в этих цехах был произведен первый отечественный карбюратор. Сегодня предприятие производит широкий ассортимент агрегатов для авиационной и газодобывающей промышленности.
Фасад здания АО «МПО им. И. Румянцева» холдинга «Технодинамика» Госкорпорации «Ростех». Фото: Тимур Аникеев
Авторы панно на знаменитом доме объединения «Моссельпром» в Нижнем Кисловском переулке — супруги Александр Родченко и Варвара Степанова. Они являются одними из основоположников конструктивизма и родоначальниками советского дизайна. Пример их тандемной работы можно наблюдать на доме Моссельпрома. На стене, которая выходила в Малый Кисловский переулок, Родченко изобразил среди прочего конфеты «Мишка косолапый» столичной фабрики «Красный Октябрь». На стенах дома красовалась яркая реклама и зазывный слоган: «Нигде, кроме как в Моссельпроме», авторство текста которого принадлежит Владимиру Маяковскому. Внешнее оформление здания было воссоздано в 1997 году по проекту архитектора Е. Овсянниковой.
«Дом Моссельпрома», памятник русского конструктивизма и авангарда. Фото: Тимур Аникеев
Автор мозаики — заслуженный художник РФ, монументалист Нинель Миронова. Расцвет советской мозаики пришелся на 1960–70-е годы, это был один из самых популярных инструментов украшения города. Темы, которые изображали на фасадах зданий, отражают идеологию и стремления людей того времени: труд, спорт, науку. Но наряду с этим использовались и абстрактные изображения, как и на фасаде Центрального научно-исследовательского института технологии машиностроения. Кстати, мозаика украшает и внутренние помещения предприятия, которое является одним из мировых лидеров в области материаловедения.
Мозаика на фасаде здания ГНЦ РФ АО «НПО «ЦНИИТМАШ», 1974–1975 годы. Фото: Тимур Аникеев
Цветное, яркое панно из тонкой керамической плитки было создано неизвестными авторами в 1960-е годы на территории АО «НИИграфит» (входит в научный дивизион Госкорпорации «Росатом» — АО «Наука и инновации»). Стремление воспевать труд рабочих, ученых и украшать здания символами труда было настоящим веянием в искусстве той эпохи. Часто довольно безликие производственные корпуса «оживлялись» с помощью таких картин, пропагандируя ударный труд во благо Отечества. И сегодня фасад здания и внутренние холлы предприятия, разрабатывающего углеродные материалы, украшает художественная мозаика из смальты, реализуя крайне важную для предприятия идею преемственности поколений.
Мозаичное панно на фасаде здания АО «НИИграфит». Фото: Тимур Аникеев
Лаконичное, но от этого не менее броское мозаичное панно «Наука» появилось на фасаде НИИ-311 (ныне — НПО «САПФИР») в 1967 году. Само предприятие основали в 1951 году, когда был взят новый курс на радиоэлектронику. Художественное произведение выполнено целой группой художников, в которую входил В. Гулов, Б. Казаков, Я. Скрипков и С. Тер-Григорян. Мозаика до сих пор украшает здание столичного предприятия, которое производит интегральные микросхемы. НПО «Сапфир» — базовое предприятие российской оборонной промышленности.
Мозаика на фасаде здания НПО «САПФИР». Фото: Тимур Аникеев
В 2015 году НПО «Наука» — разработчик и производитель агрегатов и систем жизнеобеспечения для всех типов летательных аппаратов — объявило конкурс на лучший эскиз мурала административного корпуса в целях создания художественного восприятия деятельности предприятия. В конкурсе участвовали не только художники, но и сами сотрудники организации. Победителем конкурса стал уличный художник Алексей Гуров, чья абстрактная 3D-графика украшает предприятие уже 7 лет.
Мурал на фасаде административного корпуса НПО «Наука». Фото: Тимур Аникеев
Made on
Tilda